Постоянная экспозиция церковных облачений и богослужебных предметов открыта в ГМЗ «Павловск»
Постоянная экспозиция церковных облачений и богослужебных предметов открыта в Государственном музее-заповеднике «Павловск». В ней представлена лишь малая часть убранства, находившегося в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла, когда дворец был резиденцией императоров и великих князей Романовых.
Многие ценности, находившиеся в дворцовой церкви (прежде всего, изделия, содержащие драгоценные металлы и камни), были изъяты в послереволюционные годы и переданы в Гохран (Государственное хранилище ценностей Наркомфина).
Большинство священнических облачений, хоругви, пелены, покровы, среди которых были и вышитые императрицей Марией Федоровной, утрачены в период фашистской оккупации Павловска. В 1944 году при освобождении города от захватчиков храм был уничтожен пожаром. Литургические предметы, которые еще могли находиться в нем к тому времени, были утрачены. До наших дней дошли лишь реликвии, эвакуированные вместе с другими экспонатами музея летом 1941 года.
Прежде всего, это замечательные изделия из серебра, изготовленные мастерами Москвы и Санкт-Петербурга в XVIII веке. В декоре окладов церковных книг, дискоса, звездицы, крестов и тарелей применены техники гравировки, чеканки, золочения и чернения.
Некоторые предметы – подсвечник, кадило, ковчег и дарохранильница – изготовлены в 1798 году по заказу императорского двора специально для дворцовой церкви в мастерской придворного ювелира Ивара Буха по рисункам выдающегося архитектора Матвей Казакова.
Примерами мастерства русских вышивальщиц являются стихарь, пелена на аналой и облачение на престол. Выполненные из бархата, они украшены вышивкой вприкреп золоченой серебряной нитью, блестками и аппликацией из цветной фольги. Использование разных приемов вышивки создало богатую фактуру отделки, а красота композиции и тонкая разработка многочисленных деталей узора определили художественную ценность этих предметов. Облачения из темно-красной ткани, символизирующей кровь Спасителя, использовали при богослужении в Великий четверг.
Выставленная впервые за послевоенный период в полном объеме, коллекция культовых предметов из церкви Павловского дворца дает представление о высоком художественном уровне, которым было отмечено убранство храмов царской России.