Ближайшие поездки
Объявления |
Новости
01.08.2012
До 16 августа продлится выставка «Народная икона» из музейных и частных собраний.В залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели (ул. Пречистенка, 19) проходит уникальная выставка «Народная икона», на которой представлены экспонаты из музейных и частных собраний. Впервые в России народная икона в музейном пространстве будет представлена столь широко. В прошедшем году состоялись две выставки, посвященные народной иконе — в Музейном комплексе села Вятское Ярославской области и в Государственном историко-художественном и архитектурном музее Кирилло-Белозерского монастыря, вызвавшие, несмотря на свои небольшие размеры, огромный интерес у публики и специалистов.В составе выставки в Москве — около 400 экспонатов из более чем 30 коллекций, география которых простирается от Сибири до Эстонии. Экспонаты покажут Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Ярославский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Церковно-археологический музей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, выдающиеся собиратели произведений древнерусского искусства Евгений Ройзман, Александр Ильин, Вячеслав Момот, Михаил Чернов и многие другие. Культурный пласт, подходящий под определение «народная икона», включает в себя не только традиционные для иконописи произведения живописи на доске, но и искусство финифти, медно-литую пластику, вотивные подвески. В экспозицию также включены предметы народного и религиозного быта. Все грани этого уникального явления российской культуры можно увидеть в залах на Пречистенке. Трудно переоценить общественную и научную значимость этого проекта, куратором и руководителем которого является доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова, выдающийся исследователь иконописи. По ее словам «народная икона лишь относительно недавно стала объектом коллекционирования и изучения, поэтому до сих пор не сложилось единого понимания термина, нет определенности в вопросах о времени возникновения этого феномена, о социальной принадлежности и творческом методе мастеров, о взаимоотношении понятий «народное», «самодеятельное», «ремесленное», «профессиональное», «наивное», «примитив». В «деревенских» иконах обычно видели только упрощенный вариант высокого иконописания, не обладающий самостоятельной художественной ценностью. Однако народная икона, вне всякого сомнения, является неотъемлемой частью народного искусства и народной культуры, которые не сводятся к примитивизации культуры и искусства верхних слоев общества. Иконы, созданные бесхитростными «богомазами», играли огромную роль в жизни русского народа, отражая основополагающие представления о святом и прекрасном». По материалам сайта Богослов.ru и сайта Российской академии художеств. |